Объясняем мир, изменяем мир!

+375 17 262 52 23

+375 29 662 52 23

+375 33 352 52 23

«СЕМЕЙНЫЙ ДОКТОР» ДЛЯ БИЗНЕСА

18.07.2014

Журнал  «Финансы, учет, аудит»  Июль №7, 2014

«СЕМЕЙНЫЙ ДОКТОР» ДЛЯ БИЗНЕСА

Алексей Ренейский, директор аудиторской компании  ООО «ФБК-Бел»

Аудиторская деятельность в Беларуси существует чуть более 20 лет. За это время сформировано правовое поле, на рынке работает около 150 аудиторских организаций. Однако до сих пор так и не сложилось понимания целей, задач аудита и пользы от его проведения как у топ-менеджмента (директоров, их заместителей и главных бухгалтеров), так и у собственников предприятий (акционеров, органов государственного управления).

Часто приходится слышать от руководства предприятий: «Зачем нам нужен аудит? Это лишняя трата денег. От него нет никого толка. Все равно придут контролирующие органы и свое заберут». В таком подходе виновато само аудиторское сообщество, которое слабо ведет разъяснительную работу среди заинтересованных лиц.

Каждая компания, заказывая аудит, преследует свои цели. Одни – для подтверждения экономической состоятельности предприятия перед иностранными партнерами (то есть, для подтверждения достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности), другие – чтобы избавиться от предполагаемых налоговых рисков, третьи не доверяют своему бухгалтеру либо не находит с ним общего языка и т.д.

Организации, для которых аудиторы сэкономили немалые средства, уже не представляют свою деятельность без аудиторов как внешних консультантов, помощников, и не нуждаются в разъяснениях о необходимости взаимодействия с ними. Для таких компаний аудиторы являются своего рода «семейными докторами».

 

Специфика работы

Практика аудита в Беларуси имеют свои особенности. Если в западных странах аудит проводится с целью подтверждения финансовой отчетности, а претензии к аудиторам связаны с завышением прибыли аудируемых организаций, то в нашей стране для субъектов хозяйствования основной функцией аудита является проверка правильности и своевременности начисления и уплаты налогов и прочих рисков, связанных с проверками контролирующих органов. Эта позиция обусловлена тем, что у нас преобладают организации государственной формы собственности и основным пользователем аудиторского заключения является руководство этих субъектов, которого волнует не достоверность отчетности, а минимизация штрафных санкций и налоговых рисков. Государство в лице республиканских органов государственного управления, на наш взгляд, не интересуется результатами аудита и не проявляет инициативы по развитию аудиторской деятельности в стране. Министерства и ведомства  в основном опираются на результаты проверок, проводимых внутриведомственными контрольными службами, входящими в их состав.

 

Разрыв ожиданий

В результате сложившихся сегодня условий имеет место разрыв ожиданий клиента и аудитора. Это выражается в несоответствии информационных результатов проверки, представляемых аудиторами, и ожиданий пользователей (составителей) финансовой отчетности. Аудиторы видят свою задачу в сборе надежных доказательств и представлении верного и объективного мнения о проверяемой отчетности. По мнению же пользователей, обязанность аудиторов, прежде всего, состоит в обнаружении ошибок (преднамеренных и случайных), а потому все аудиторские тесты должны быть составлены только с целью выявления злоупотреблений и несоответствий или же разрешения налоговых проблем клиента и занижения суммы выплачиваемых налогов. В свою очередь, аудиторы относят выявление ошибок к побочному продукту проверки. Это означает, что большинство аудиторских тестов имеют своей целью не детальный поиск погрешностей, а только подтверждение достоверности отчетности. И если в процессе обнаруживаются ошибки, то аудитор их исследует с точки зрения существенности, системного характера и связи с другими элементами отчетности. Разрешение налоговых проблем вообще не является задачей аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку это сопутствующие аудиту услуги (налоговый аудит), на который заключается отдельный договор и по которому формируется особая методика проверки.

Для того чтобы достичь единого понимания целей и задач аудита необходимо проводить постоянную разъяснительную работу на всех уровнях, в том числе государственном. При этом целью аудита, в  общем понимании, является независимая оценка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности.

 

Кто заинтересован в аудите

Часто аудиторские проверки носят формальный характер (для того чтобы сдать в налоговую инспекцию аудиторское заключение). Это не позволяет использовать аудит как инструмент повышения качества информации в финансовой отчетности и превращает его в бесполезный элемент рыночной экономики.

В достоверности показателей бухгалтерской отчетности заинтересованы собственники компаний, кредиторы, потенциальные инвесторы. Зачастую они не имеют возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в объективных оценках профессионалов по этим вопросам.

Директор, осуществляя управление предприятием, имеет свой интерес в достоверности показателей бухгалтерской отчетности. Во-первых, необходимо показать собственнику, что работает он эффективно. Во-вторых, отчетность он составляет не самостоятельно, а при участии главного бухгалтера, контроль за правильностью действий которого никогда не бывает лишним. В-третьих, директор желает удостовериться в отсутствии каких-либо хозяйственных и налоговых рисков у вверенного ему предприятия. Таким образом, руководитель предприятия также является лицом, заинтересованном в проведении аудита.

Бухгалтер имеет свой интерес в проведении аудиторской проверки. Действующее налоговое и бухгалтерское законодательство сложное и динамичное, а потому некоторые решения могут быть приняты поспешно. К тому же никогда не помешает проконтролировать с помощью аудиторов работу рядовых сотрудников бухгалтерии.

Кредиторы (предприятия, кредитные учреждения, биржи) заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений. Объективные выводы, как правило, позволяет сделать бухгалтерская отчетность, достоверность которой может подтвердить только квалифицированный аудитор.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо также государственным органам для принятия решений в области регулирования экономики и налогообложения. В ряде случаев в объективной экспертизе финансовой отчетности экономических субъектов и организации учета нуждаются следственные органы, суды, прокуратура для подтверждения интересующей их информации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что аудит является неотъемлемой частью системы экономической безопасности, как субъектов хозяйствования, так и республики в целом.

Аудит финансовой отчетности должен стать для предприятий страны обычной практикой. Нормальное развитие организации зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, получения ссуд от кредитных организаций и т.п. Бухгалтерская отчетность стала своеобразным языком бизнеса, основным источником информации о финансовом и имущественном положении предприятия. Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое и компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность (или неправомерность) совершаемых  (совершенных) действий клиента. По сути, аудитор выступает гарантом достоверности информации.